Создание персонажей

Как создать персонажа
с помощью теории архетипов

Опираясь на архетипы, можно сделать персонажей более достоверными и близкими читателю. В статье рассматриваем общее понятие архетипа, восемь базовых архетипов персонажей, и как трансформировать их в современном сюжете, чтобы избежать стереотипов и клише.
Что такое архетип
Архетип — это эмоция, герой или событие, которые исторически закрепились в человеческом подсознании и со временем превратились в универсальный образ или сюжетный элемент.

Понятие архетипа вошло в широкое употребление благодаря работам по аналитической психологии Карла Густава Юнга.

Архетипы Юнг считал главным содержанием «коллективного бессознательного» и дал им следующие характеристики:
  • 1
    Архетип ― это «осадок в памяти» всего опыта, пережитого архаическим человечеством, который отдельно взятому человеку передается «генетически».
  • 2
    Архетипы не меняются со временем, они едины для всех времен и всех наций.
  • 3
    Архетипы невозможно исчислить и свести в «периодическую систему». Например, архетипами у Юнга в равной степени выступают мандала, процесс возрождения или анима (женское начало в психике мужчины).
Как работает литературный архетип
Теория архетипов связывает рецепцию творчества с человеческой психологией.

Архетипы формировались на стадии, когда человек постигал мир, поэтому изначально они были закреплены в литературной традиции в форме мифических образов. Юнг считал мифы психическим явлением, которое выражает глубинную суть души человека.

«На практике психолог должен иметь не только соответствующий опыт изучения снов и других продуктов активности бессознательного, но и быть знакомым с мифологией в самом широком смысле».

С дальнейшим развитием литературных форм архетипы перекочевали в разные жанры, включая сказки и вышедший из них жанр фэнтези, где установилась связь между архетипами и концепцией пути героя и пути героини.

Джонатан Фрейзер определил, что некоторые образы и сюжеты в мифах разных народов пересекаются и повторяются. Джозеф Кэмпбелл исследовал путь героя как мономиф и доказал, что всем мифам свойственна одна сюжетная схема ― путь героя. Кристофер Воглер дополнил теорию Кэмпбелла и адаптировал ее под современные сюжеты.

Чтобы читатель захотел пройти с героем весь путь и смог понять его мотивы, он должен решить или скорее почувствовать: есть ли что-то в этом герое, знакомое ему. Здесь на помощь приходит архетип. Архетипический образ в литературе ― это маска, которую автор надевает на героя и которая помогает читателю инстинктивно проникнуться героем. Читатель не обязательно осознает, почему сочувствует тому или иному герою, почему заинтересован в его успехе. Он подсознательно соотносит свой опыт с поступками и жизненными обстоятельствами героя, то есть понимает его на уровне архетипа ― устанавливается связь архетипа из подсознания читателя с его сознанием.

Кристофер Воглер подчеркнул, что любому автору теория архетипов необходима для понимания предназначе­ния и функции героев:

«Архетипы — это элементы универсального повествовательного языка, и владение ими так же незаменимо для современного автора, как воздух».

Воглер выделил восемь основных для литературы архетипов персонажей, на базе которых могут строиться остальные. Теория архетипов персонажей тесно связана с концепцией пути героя, поэтому следует понимать, для какой стадии пути героя свойственно появление определенного архетипического образа.

Прочие существующие архетипы основаны на базовых восьми. Среди них есть как древние, например, образ Матери-природы, опекающей женской фигуры или даже Девы Марии, так и условно новые интерпретации. Например, образ роковой женщины из нуарного кино — это вариация архетипа оборотня, выраженная еще в религиозных текстах фигурой Лилит. Новые интерпретации возникают, потому что мир вокруг развивается. Они перерождаются в более актуальные образы, подстраиваются под новые жанры, но, по сути остаются одним из восьми архетипов.
8 архетипов персонажей — какой выбрать и как соотнести с сюжетом
1. Герой
О чем это
«Идея Христа-Спасителя звучит в широко распространенном дохристианском мифе о герое и спасителе-освободителе [...] мы вполне можем предполагать, что он «происходит» со времени, когда человек еще не знал, что он имеет миф о герое, со времени, так сказать, когда он еще не осознавал того, что говорит. Фигура героя есть архетип, который существует с незапамятных времен».
Карл Густав Юнг «Архетип и символ»
Этот архетип олицетворяет стремление человека к самоидентификации и целостности. Как и любой человек на этапе становления, герой жаждет самоопределиться.
Для протагониста авторы зачастую выбирают архетип героя, потому что каждый может идентифицировать себя с этим архетипом. Ему свойственно развитие по ходу истории, сила воли и обучаемость. Негативными чертами могут быть излишняя самоуверенность и высокомерие.
Какому этапу
пути героя свойственен
Этот архетип часто становится центральным персонажем и совершает путешествие.

Если второстепенный персонаж наделен героическими чертами, он может появиться на любом из этапов.
Как трансформировался
в современности
В современных сюжетах остальные архетипы часто являются ипостасями личности героя. По ходу сюжета герой вбирает в себя черты других архетипов, в конце формируя собственную цельную личность. В сюжете это отражается в процессе обучения: герой перенимает от каждого, кого встречает, новые знания и взгляды.

В сюжетах прошлого «недостатки» героя подвергались эволюции. Герой проходил путь, преодолевая слабости и восполняя утраченное. Со временем «недостатком» стала часть личности героя: современные герои проходят путь, чтобы восполнить себя и побороть темные стороны. Например, снова учиться доверять людям или исправлять ошибки прошлого.

Среди современных героев почти не встречаются непогрешимые и исключительно героические личности. Архетип героя со временем приобрел черты всех остальных. Авторы оставляют суть архетипа, но все больше отходят от шаблона идеального героя, предпочитая составные маски.
Примеры
Гарри Поттер
Люк Скайуокер («Звездные войны»)
Ахиллес и Гектор (греческая мифология),
Чудо-женщина (из одноименного фильма),
Бильбо Беггинс («Властелин колец»),
Иван-царевич (русский фольклор),
Андрей Болконский, Наташа Ростова и Пьер Безухов («Война и мир»).
2. Наставник

О чем это
Наставник — фигура, которая вдохновляет главного героя на подвиги, олицетворяет совесть героя. Обычно это мудрый и опытный человек, старше самого героя. Его образ тесно связан с образом родителя. Мерлин был наставником короля Артура, а у Золушки была крестная фея. Эта фигура появляется в самые сложные для героя моменты, заставляет поверить в себя и передает знания, необходимые для путешествия. Его функции: обучение, вручение даров, подготовка, мотивация.

Какому этапу пути героя свойственен
Наставник обычно появляется на стадии, которая так и называется «встреча с наставником».

Если наставник появляется раньше, действовать он все равно начинает на стадии встречи. Например, в «Звездных войнах» Оби-Ван Кеноби появляется на стадии зова к странствиям, но действовать как наставник и обучать Люка начинает чуть позже.

Наставник может как оставаться с героем на протяжении всего путешествия, так и пропадать, выполнив свою функцию.
Как трансформировался
в современности
В мифах наставник — фигура, наделенная мудростью и непререкаемым авторитетом. Часто те уроки, которые он дает, герой выполняет беспрекословно. Однако в современности многие произведения строятся на внутреннем или внешнем конфликте с наставником: либо герой не согласен с установками наставника и выбирает собственный путь, либо наставника не устраивают действия ученика. Возможен вариант, когда наставник оказывается оборотнем и использует героя для своих целей. В таких случаях в образ наставника часто добавляются черты других архетипов: тени, плута и оборотня.

В современной литературе наставников у героя может быть много, и каждый следующий будет включать в себя все больше черт из других архетипов. Например, Хагрид для Гарри в первой книге – полноценный наставник и цельный архетипический образ. Дамблдор в этой роли приобретает черты привратника и иногда плута. А Снейп, который тоже в пятой и шестой книгах выполняет функцию наставника, обладает чертами тени.

Иногда в истории нет фигуры наставника, но присутствует сам архетип. Он выражается во внутреннем кодексе главного героя, в его моральных ориентирах и установках. Такой прием называется «внутренний наставник». Например, без внешнего наставника обходится Эркюль Пуаро.

Примеры
Альбус Дамблдор
Оби-Ван Кеноби («Звездные войны»),
Хирон (греческая мифология),
Антиопа («Чудо-женщина»),
Гендальф («Властелин колец»),
Серый Волк, Баба Яга и Василиса Премудрая (русский фольклор),
Николай Болконский, Андрей Болконский для Пьера Безухова, Сперанский для Андрея («Война и мир»).
3. Привратник
О чем это
«Мысль такова: тот, кто страшится внешних преград, недосто­ин попасть в заповедный мир; допускаются лишь умеющие глядеть вглубь — те, кого не отпугивает первое поверхностное впечатление».
«Путешествие писателя» Кристофер Воглер
Задача привратника — преграждать путь и испытывать героя. Этот архетип не главный антагонист, а в некоторых случаях может стать и союзником героя. Его функция — дать герою понять правила нового мира и подготовить его к главному испытанию. Роль привратника могут выполнять подручные главного злодея, нейтральные силы природы, часть ландшафта и даже тайные помощники героя.

Какому этапу пути героя свойственен
Обычно эта фигура появляется в самом первом испытании, на стадии преодоления первого порога.

Как трансформировался
в современности
В современной литературе кроме внешних фигур привратником могут быть и внутренние демоны: неврозы, пороки, комплексы, которые сдерживают развитие героя.

Примеры
Добби
Патруль штурмовиков и Джабба Хатт («Звездные войны»),
Воины Трои (греческая мифология),
Стив Тревор («Чудо-женщина»),
Голлум («Властелин колец»),
Говорящий заяц и Баба Яга (русский фольклор),
Василий Курагин для Пьера («Война и мир»).
4. Вестник

О чем это
Этот архетип предвещает перемены и олицетворяет силу, которая бросает герою вызов. Его задача — нарушить равновесие и заставить героя проявить инициативу. Он — двигатель сюжета, благодаря которому герой отправляется в путешествие.

Архетип вестника не обязательно заключен в образе человека: это может быть событие, видение, природная сила, даже телефонный звонок или письмо.

Образ может иметь отрицательную, положительную или нейтральную окраску. Иногда роль вестника берут на себя носители других архетипов. Вестником может выступать как главный злодей, так и союзники героя.


Какому этапу пути героя свойственен
Часто вестник появляется уже на стадии зова. Но этот архетип может возникать несколько раз на протяжении книги. Зависит от того, как долго героя нужно мотивировать к действию.

Как трансформировался
в современности
У вестника нет фиксированной роли и образа. Главное – его функция. Он гибок и способен к трансформации.
Примеры
Совы с письмами
Дарт Вейдер в роли похитителя Леи («Звездные войны»),
Гермес и Кассандра (греческая мифология),
Брюс Уэйн («Чудо-женщина»),
Назгулы («Властелин колец»),
Глашатай (русский фольклор),
Петя Ростов для семьи Ростовых («Война и мир»).
5. Оборотень

О чем это
Этот архетип — отражение мужской и женской энергии в человеке, анимуса и анимы. Оборотням присущи непостоянство, изменчивость и непредсказуемость. При этом перемены могут быть как внешние, так и внутренние. Их задача — сеять сомнения в герое и вызывать вопросы, тем самым стимулируя развитие. Их функция в изменении устоявшихся взглядов главного героя, ведь после встречи с ними он по-другому смотрит на мир. Также оборотни придают сюжету напряженности.

Архетип может выполнять как положительную, так и отрицательную функцию, быть как женского, так и мужского пола. Иногда оборотень — это любовный интерес главного героя.


Какому этапу пути героя свойственен
Чаще всего появляется во втором акте, на этапе испытаний и приближения к сокрытой пещере. Но происходит это при условии, что в повествовании уже не появился персонаж-оборотень, скрывающийся под другой маской.

Как трансформировался
в современности
В мифах архетип оборотня — женский образ, часто роковой для героя. Современным же оборотням важно выполнять функцию катализатора перемен. Они нужны, чтобы герой задавал себе вопросы и развивался. Например, главная героиня романа «Женщина французского лейтенанта» воплощает архетип оборотня. Но никакой фатальности и угрозы для главного героя она не несет, хотя встреча с ней меняет его жизнь.

Маска оборотня — самая подвижная и непостоянная. А потому ее часто примеряют другие архетипы. Под ней может скрываться тень, плут, наставник и даже сам герой, на время оказавшийся в другом образе.
Примеры
Снейп
Лендо Калриссиан («Звездные войны»),
Патрик Морган («Чудо-женщина»),
Фарамир («Властелин колец»),
Василиса Прекрасная / Царевна-лягушка (русский фольклор),
Элен Курагина и Федор Долохов («Война и мир»).
6. Тень

О чем это
Этот архетип воплощает темные силы. Его задача — бросить вызов герою и быть ему достойным противником. Негативная сторона тени проявляется в злодеях, врагах и антагонистах. Тень создает конфликт благодаря дуализму. Этот конфликт провоцирует героя на развитие и показывает все лучшее в нем. Тень может быть внешней силой, а может быть внутренним демоном, с которым герою предстоит сразиться.

С точки зрения психологии в образе тени важно, что присущие ей черты — это подавленные, тайные желания главного героя или его самый большой страх. Одна из показательных сцен, связанных с отрицанием героем тени, встречается в «Звездных войнах»: Люк идет в пещеру и побеждает иллюзию Дарта Вейдера, но в итоге в костюме оказывается он сам — в эту секунду сбывается его самый главный страх.

Заключенные в тени черты не обязательно негативные, главное, что они не реализованы в герое и он запрещает себе их проявлять. Самые светлые эмоции, если они подавлены, в итоге становятся разрушительными.

Какому этапу пути героя свойственен
Тень может появиться на любой стадии сама или в виде упоминания. Важно, что главное испытание героя всегда заключается в столкновении со своим самым большим страхом, следовательно, в прямой конфронтации с тенью.
Как трансформировался
в современности
Изначально тень — это противоборствующая герою сила, злодей. Но в современной литературе роль тени могут играть разные персонажи, включая любовный интерес и наставника. А иногда тень — определяющий архетип главного героя, если в центре сюжета саморазрушительный, эгоистичный или сомневающийся герой.

Сама тень тоже может скрываться под другими архетипами. Например, Ганнибал Лектер играет роль наставника агента ФБР Клариссы Старлинг.

Современная литература склонна гуманизировать тень. Отрицательные герои приобретают человеческие черты и становятся симпатичны читателю. Это полезно как для более достоверного человеческого портрета, так и для раскрытия героя через его моральный выбор: увидев в тени человека, ему уже не так просто с ней покончить.
Примеры
Волан-де-Морт
Дарт Вейдер («Звездные войны»),
Арес (греческая мифология),
Предсказание о погибели («Чудо-женщина»),
Саурон и кольцо («Властелин колец»),
Кощей Бессмертный (русский фольклор),
Наполеон Бонапарт и война («Война и мир»).
7. Союзник

О чем это
Союзник дополняет образ героя и помогает ему раскрыться. Его роль — показать дополнительные грани личности героя и его сокровенные мысли, вдохновить и подать руку в критический момент. Благодаря союзнику герой лучше узнает себя и окружающий мир, больше раскрывается перед читателем.

Союзником может быть верный друг или оруженосец, но еще у героя может быть множество союзников, выполняющих самые разные функции. Иногда отношения героя и его спутников выносятся на первый план и становятся сюжетообразующими. Шерлок Холмс и доктор Ватсон, Дон Кихот и Санчо Панса, Фродо и Сэм — в первом случае союзник рассказчик, во втором — закадычный приятель, в третьем — еще и спаситель. Роль союзника не обязательно должен играть человек: это может быть божество, призрак, животное, дух.

Какому этапу пути героя свойственен
Союзники могут как появиться сразу, так и образоваться по ходу путешествия на любой стадии, например, герой может заслужить их как награду в испытании.

Как трансформировался
в современности
Отношения с союзником не обязательно должны быть простые и дружеские. Например, драматический конфликт можно построить на противостоянии напарников.

Архетипы наставника и союзника могут пересекаться, если союзник становится для героя авторитетом. Иногда в качестве сюжетного твиста под маской союзника скрывается тень или оборотень.
Примеры
Рон Уизли и Гермиона Грейнджер
R2D2 («Звездные войны»),
Телемах (греческая мифология),
Самир и Чарли («Чудо-женщина»),
Сэмуайз Гэмджи («Властелин колец»),
Серый Волк (русский фольклор),
Соня Ростова, Платон Каратаев, Василий Денисов («Война и мир»).
8. Плут

О чем это
Этот архетип олицетворяет жажду перемен и может спустить зазнавшегося героя на землю. Он обличает лицемерие и ложь, выводит всех на чистую воду и своим озорством не дает заскучать. Плуты могут быть провокаторами и сеять хаос — они редко руководствуются высшим благом или общими ценностями. Архетип плута — самый устойчивый. Эти персонажи скорее всего не поменяются к концу произведения, но они способны заставить всех остальных измениться под их влиянием.

Плуты часто прячутся в других архетипах, могут быть союзником или тенью. Плут может быть и центральной фигурой повествования. Пример ― образ Локи, от скандинавских мифов до вселенной Марвел.

Какому этапу пути героя свойственен
Не имеет фиксированного места в сюжете.

Как трансформировался
в современности
Образ очаровательного мошенника и хитреца, который способен обмануть саму смерть, родился еще в Вавилоне и Персии. Героев-плутов особенно много в восточном фольклоре ― Ходжа Насреддин, Синдбад-мореход, Али Баба.

Изначально комический герой, шут, двойник-трикстер главного героя, с течением времени плут приобретает все больше драматических черт. Его образ становится глубже. Еще Шекспир в «Генрихе V» сделал Фальстафа не только пройдохой, но и наставником и союзником будущего короля.

Внутренний конфликт плута чаще всего строится на необходимости выжить. Взгляд плута отличен от большинства, поэтому он часто изображается как неудобный изгой. Плуты спасаются хитростью и кознями. Потому особенно интересен сюжет, где плут сам становится жертвой обмана.

Примеры
Фред и Джордж Уизли
Хан Соло («Звездные войны»),
Мэрри и Пиппин («Властелин колец»),
Борис Друбецкой («Война и мир»).
Герой не должен пре­вращаться в безликого робота, лишенного недостатков и абсолют­но предсказуемого. В его образе, как в любом настоящем произ­ведении искусства, универсальность должна сочетаться со свое­образием. Нам нужны истории о людях из плоти и крови. Живой персонаж, как и живой человек, не воплощение какой-то одной осо­бенности, а уникальное сочетание множества черт и побуждений, которые могут даже конфликтовать друг с другом, и чем острее конфликт, тем лучше.
Кристофер Воглер, «Путешествие писателя»
Как избежать шаблонности персонажей
Архетипы в чистом виде существуют только в мифах и сказках. Современная литературная
традиция склонна усложнять образы героев. Задача автора — создать уникальную личность, но не шаблонизировать персонажей.

Чтобы избежать шаблонности персонажа, можно:
  • 1
    Смешивать черты архетипов
    Персонаж будет глубже, если в нем присутствуют множество черт. В отношениях с другими персонажами один и тот же герой может выполнять различные функции и носить разные маски. Наставник может быть союзником для одного ученика и тенью для другого, а герой может иметь черты плута или прятаться под маской.
  • 2
    Использовать сложные маски и вариации
    У каждого архетипа существует множество вариаций. Какие-то из них более актуальны сейчас, какие-то подходят только конкретным жанрам. Примером может служить маска антигероя. Он происходит от архетипа героя, но более склонен признавать свою теневую сторону. Обычно у таких героев сильный внутренний конфликт, за которым интересно наблюдать. Он вызывает сочувствие как изгой или как страдающий бунтарь, который пробует бороться со своими пороками. Пример — Бэтмен, который часто заходит на теневую сторону, но не теряет героических черт.
  • 3
    Различать между архетипом, стереотипом и клише
    Стереотипы — это упрощение. Клише — это идея, событие или деталь, которые так часто использовались, что со временем стали избитыми. Иногда в массовой культуре закрепляется образ с присущими только ему строгими внешними чертами и моделью поведения. Например, сумасшедший ученый, вроде Виктора Франкенштейна или профессора из «Назад в будущее», узнаваем благодаря белому халату, активной жестикуляции и неопрятной прическе. Однако, в этом случае узнаваемость не основана на архетипичности образа. Стереотип ― это некий визуальный прием и поведенческий паттерн. Архетип не упрощает образ через внешние приметы героя, а определяет роль и функцию персонажа. Тот же ученый в белом халате может быть наставником, плутом, оборотнем или тенью.

    Шаблонный архетип может превратиться в стереотип или клише. Избежать этого получится, если глубоко проработать образ персонажа и использовать нестандартные вариации архетипов.
  • 4
    Смещать акценты классического сюжета
    Читатель привык, что главный персонаж заключен в архетипе героя? Можно наградить героическими чертами кого-то из второстепенных действующих лиц, а главного героя сделать плутом. Пример — Локи из одноименного сериала. Главный герой — трикстер и воплощение архетипа плута, а его напарник-агент обладает чертами, присущими архетипу героя.
  • 5
    Выбрать подходящий архетип для рассказчика
    Этот прием используется, если автор выбрал ограниченного повествователя от третьего лица или повествование от первого лица.

    Например, в цикле Джоан Роулинг о Гарри Поттере рассказчиком является сам Гарри, чей архетип ― герой. Поэтому все повествование окрашено так, как мог бы рассказать герой. Представим, что рассказчиком был бы плут Джордж Уизли или наставник Альбус Дамблдор ― как бы тогда изменился тон повествования?
Рекомендуемая литература
Карл Густав Юнг
Кристофер Воглер
Джозеф Кэмпбелл
Лабиринт
Владимир Пропп
Лабиринт
Источники
  1. Аверинцев С. С. Аналитическая психология К.-Г. Юнга и закономерности творческой фантазии. Вопросы литературы, 1970, № 3.
  2. Воглер К. Путешествие писателя. Мифологические структуры в литературе и кино / пер. Николаенко М. М: Альпина нон-фикшн, 2015.
  3. Индик У. Психология для сценаристов: Построение конфликта в сюжете / пер. Шураева А. М: Альпина нон-фикшн, 2021.
  4. Кэмпбелл Д. Тысячеликий герой / пер. Чекчурина О. Питер, 2018.
  5. Мелетинский Е. М. О литературных архетипах / Российский государственный гуманитарный университет. — М., 1994.
  6. Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / гл. науч. ред. Н. Д. Тамарченко. — М.: Intrada, 2008.
  7. Пропп В. Морфология сказки. Эксмо, 2022.
  8. Фрэзер Д. Золотая ветвь. Новые плоды. Исследование магии и религии / пер. Хомик А. Академический проект, 2019.
  9. Юнг К. Г. Архетип и символ / пер. Руткевич Алексей Михайлович, Бибихин В. В. Канон+, 2022 г.
Художественная литература:
  1. Роулинг Д. Цикл о Гарри Поттере. Росмэн, 2007
  2. Толкин Д. Р. Р. Властелин колец. АСТ, 2021.
  3. Толстой Л. Война и мир в 2 т. Эксмо, 2022.
  4. Фаулз Д. Женщина французского лейтенанта. Эксмо, 2022.
Фильмы (включая кадры из фильмов):
  1. Кинофраншиза «Звёздные войны», реж. Дж. Лукас.
  2. Кинофраншиза о Гарри Поттере, Warner Bros.
  3. Кинофраншиза «Властелин колец», реж. П. Джексон.
  4. Чудо-женщина, реж. Пэтти Дженкинс, 2017.
Автор материала: Мария Титова
Редактор: Мария Мальки
Вёрстка: Анастасия Варакина

Дата публикации: 24.10.2022

Читайте также