Творческая эффективность

Фанфикшн, ретеллинг, мэшап:
как литературное заимствование помогает развивать писательское мастерство

Некоторые известные авторы начинали с фанфиков, отмечая, что тексты по мотивам других произведений могут стать отличной тренировкой писательского мастерства. Рассказываем, что такое фанфикшн, как автору превратить его в развивающую практику и что говорят об этом опыте известные писатели.

Как сложилась традиция творческого заимствования

Считается, что фанфикшн зародился в XX веке, но, по сути, люди начали переосмысливать истории гораздо раньше. Сказки передавали из уст в уста еще до появления письменности, а бродячие сюжеты кочевали по земле вместе с торговцами и певцами, обрастая новыми деталями. Например, в шотландской сказке юноша-келпи влюбляется в обычную девушку и ради нее становится смертным (сейчас мы бы назвали это реверсом), а в итальянской вариации «Белоснежки» хозяйка гостиницы выгоняет родную дочь, и та встречает в лесу двенадцать грабителей, которые предлагают девушке стать им младшей сестрой.
Переосмысляли и народные, и авторские сюжеты: Эсхил написал трагедию «Агамемнон» на основе гомеровского мифа, а сюжет «Фауста» пересказывали многие поэты и писатели, начиная с анонимной «Народной книги». Шекспир положил в основу «Ромео и Джульетты» пьесу Артура Брука «Таинственная история Ромео и Джульетты», которая, в свою очередь, основывалась на новеллах итальянских литераторов Маттео Банделло и Луиджи Да Порто. «Волшебник Изумрудного города» Александра Волкова — переложение сказки американского писателя Лаймена Фрэнка Баума «Удивительный волшебник из страны Оз», а Алексей Толстой в предисловии к «Золотому ключику» напрямую ссылается на «Пиноккио» Карло Коллоди.
Доктор Фауст: как фанфикшн помогает оттачивать литературное мастерство

Как появились виды современного творчества «по мотивам»

В мировой литературе существует множество видов творчества «по мотивам» того или иного произведения — например, жанр пастиш, в рамках которого авторы сознательно имитируют стиль другого автора, или оммаж — работа-подражание, дань уважения творцу. Для современного литературного процесса, ценящего игру, диалог искусств и смешение стилей, все эти жанры значимы. Рассмотрим подробнее три жанра: фанфикшн, ретеллинг и мэшап. В широком смысле, и ретеллинг, и мэшап можно назвать фанфиком — ведь это творчество, основанное на произведении известного или анонимного автора.
Фанфикшн
«Фанфикшн» (от англ. fan — поклонник и fiction — художественная литература) — это творчество на основе произведения другого автора, вдохновленное чужими героями или реальными людьми. Само слово «fanfiction» появилось в 1939 году в среде поклонников научной фантастики. Тогда оно имело негативный окрас: считалось, что фикрайтеры не способны придумать оригинальный мир и могут только переписывать чужие сюжеты.
Однако в том же году поклонник научной фантастики Джон Бристоль Спир опубликовал книгу Up to Now: A History of Science Fiction Fandom — первое исследование фандома science fiction и фанфиков как культурного явления. Бум фанфиков произошел в шестидесятые годы XX века после выхода сериала «Звездный путь». Автор и сценарист Джин Родденбери прислушивался к фанатам, читал их письма и предложения по изменению сценария и предоставлял полную свободу творчества. Именно поклонники «Звездного пути» создали первый фанзин (фанатское издание), где были опубликованы истории и стихотворения по вселенной сериала.

Звездный путь: как фанфикшн помогает развивать литературное мастерство
Ретеллинг
Ретеллинг (от англ. retelling — пересказ) не просто пересказывает классические сюжеты, но позволяет взглянуть на них с другой стороны, наполняет знакомые истории новым смыслом. Часто ретеллинг повествует о женах, возлюбленных, друзьях главного героя, которые в оригинальном произведении остаются в тени. Эта тенденция не только позволяет переосмыслить знакомый сюжет с разных точек зрения, но и отражает изменения в обществе и современном литературном процессе, где чёрно-белая мораль уходит в прошлое, а голоса, которые не были слышны ранее, становятся заметнее.

Ретеллинг может приобретать разные формы:
  • 1
    Переосмысление мифа или сказки позволяет взглянуть на героев с точки зрения современной психологии. Например, лауреат Букеровской премии Маргарет Этвуд в романе «Пенелопиада» показала события «Одиссеи» с точки зрения верной Пенелопы и двенадцати служанок.
  • 2
    Знакомый сюжет можно перенести в будущее или альтернативный фантастический мир. Например, в ретеллинге «Спой мне о забытом» Джессики С. Олсон сюжет «Призрака Оперы» Гастона Леру разворачивается в альтернативной магической Франции рубежа XIX-XX веков, а «Избранные и прекрасные» Нги Во соединяет в себе джаз, магию и историю Джея Гэтсби, рассказанную Джордан Бейкер.
  • 3
    Автор может дать собственную интерпретацию историческим событиям. Например, в романе «Проклятье Жеводана» Джек Гельб переосмысливает жеводанскую трагедию XVIII века.
Мэшап
Термин «мэшап» (от англ. mash up — смешивать) пришел в литературу из музыкальной индустрии и программирования не так давно. 13 апреля 2009 года в газете The New York Times появился обзор на роман писателя и сценариста Сета Грэма-Смита «Гордость и предубеждение и зомби», в котором литературный критик Адам Коэн впервые употребил термин «мэшап» применительно к литературному произведению.
Авторы мэшапа внедряют фантастические элементы в оригинальные тексты и создают причудливый гибрид своих и чужих фантазий, классической литературы и научной фантастики, викторианских романов и фильмов ужасов. Сет Грэм-Смит в романе «Гордость и предубеждение и зомби» соединил оригинальный текст Джейн Остин и классический фильм ужасов «Ночь живых мертвецов» Джорджа Ромеро: получился текст, где Англия эпохи Регенства страдает от неизвестной эпидемии, мертвецы встают из могил, а сестры Беннет в совершенстве владеют восточными единоборствами.
Сет Грэм-Смит в романе «Гордость и предубеждение и зомби»: как фанфикшн помогает развивать литературное мастерство
В романе Бена Х. Уинтерса «Разум и чувства и гады морские» Лондон, накрытый стеклянным куполом, переносится на морское дно, а у полковника Брендона вырастают осьминожьи щупальца вместо бороды. Позже автор обратился к русской классической литературе — в романе «Андроид Каренина» знаменитая история любви и супружеской неверности разворачивается на фоне роботов, дирижаблей и даже путешествий во времени.
Бен Х. Уинтерс «Разум и чувства и гады морские»: как фанфикшн помогает развивать литературное мастерство

Что говорят известные авторы о фанфикшн

Нил Гейман
Мастер фантастической литературы, автор романтической сказки «Звездная пыль», мифологического путешествия «Американские боги», романа о детстве и памяти «Океан в конце дороги» иногда обращается к чужим вселенным. Рассказ «Этюд в изумрудных тонах», сплетающий детектив Конан Дойла с лавкравтофским ужасом, завоевал премии «Хьюго» и «Локус». Гейман обращался к творчеству Лавкрафта в рассказах «Особое шогготское» и «Просто опять конец света», а Шерлок Холмс стал героем рассказа «Дело о смерти и меде». Гейман не видит вреда в фанфиках по своим историям, если они не используются в коммерческих целях. В своем блоге он пишет:
  • Я думаю, вы становитесь лучше как писатель, когда пишете, и неважно, идет ли речь о глубоком и трогательном современном романе или о фанфике.
Екатерина Звонцова
Автор бестселлеров «Чудо, Тайна и Авторитет», «Серебряная клятва» и «Письма к Безымянной» Екатерина Звонцова писала фанфики по «Гарри Поттеру», фильмам Егора Баранова («Гоголь») и Тима Бертона («Чарли и Шоколадная фабрика»), аниме «Шаман Кинг» и другим фандомам.
  • Я хорошо отношусь к фанфикшну, потому что это увлекательный, вдохновляющий и поддерживающий феномен культуры. Во-первых, это отличный способ подольше остаться с любимой историей и ее героями и «додать» себе сюжета: например, когда книга кончилась, а пара, за которую ты переживал, так и не поцеловалась. Во-вторых, это помогает примириться с теми сюжетными ходами, которые тебе не понравились: например, «воскресить» того, кого автор несправедливо, по твоему мнению, убил. И наконец, в-третьих, это отличная тренировка собственных творческих навыков. Фанфики пишутся по разным историям и, соответственно, рассказ по мотивам «Мертвых душ», «Властелина колец» и «Криминального чтива» потребуют от автора совершенно разной работы с языком, ритмом, построением описаний и диалогов и т.д. Натренировавшись на таком, вы сможете и в книгах использовать эти приемы.
Наоми Новик
Наоми Новик — автор сказочного и поэтичного фэнтези «Чаща» и «Зимнее серебро», трилогии «Смертельное образование», лауреат Мифопоэтической премии и Британской премии фэнтези, обладательница «Локуса» и «Небьюлы» — писала фанфики по «Гарри Поттеру», «Звездному пути» и другим известным фандомам. Всего Наоми написала более 450 фанфиков в 50 разных фандомах. Наоми Новик — одна из учредителей Organization of Transformative Works, которая занимается поддержкой и защитой прав авторов фанфиков и другого неофициального контента. А еще Новик участвовала в создании архива фанфиков Archive of Our Own. Писательница считает фанфики частью истории литературы и хорошей тренировкой писательского мастерства.
  • Я думаю, вам не стоит беспокоиться о реакции фандома или нехватке оригинальности, или, если уж на то пошло, о том, пишете ли вы фанфик или оригинальную работу. Позаботьтесь о том, чтобы хорошо рассказать историю.
Лев Гроссман
Автор цикла «Волшебники», ставшего современной классикой фэнтези, писал фанфики по «Гарри Поттеру», «Времени приключений» и «Как приручить дракона». Гроссман считает, что задачи у фанфикшна и художественной литературы одни и те же.
  • Я думаю, что негативная репутация фанфиков проистекает из нашей современной одержимости оригинальностью. Например, Шекспир не задумывался о заимствовании персонажей. Он не изобретал Гамлета, а заимствовал его и использовал в своих целях. Вергилий не изобретал Энея, а Гете не изобретал Фауста. Я думаю, что в те времена сюжеты и персонажи распространялись свободнее. И эта свобода порождала шедевры.
Орсон Скотт Кард
У Орсона Скотта Карда, знаменитого фантаста, лауреата премий «Хьюго» и «Небьюла», неоднозначное отношение к фанфикам. Было время, когда он не считал их чем-то значимым. Однако писатель и сам сочинил несколько рассказов по произведениям других авторов: события «Истокологика» разворачиваются во вселенной Айзека Азимова, а «Накормите ребенка любви» (Feed the Baby of Love) — в мире романа Рэя Брэдбери «Вино из одуванчиков».
  • Преимущество фанфикшна в том, что кто-то другой уже создал этот мир, и вы можете сосредоточиться на характерах, истории и исполнении. Недостаток в том, что вы благоговейно следуете за кем-то, чье видение может быть не таким глубоким и правдивым, как ваше, вместо того чтобы искать миры и истории внутри себя.
Кассандра Клэр
Прежде чем прославиться как автор young adult-фэнтези «Хроники Сумеречных Охотников», Кассандра Клэр писала фанфики. Самые известные её работы — по «Гарри Поттеру» («Трилогия о Драко») и «Властелину Колец» («Очень секретные дневники Братства Кольца»). Ее популярность вышла за рамки фандомов: газета The Times даже назвала «Трилогию о Драко» «жемчужиной, которая приумножает ценность книг о Гарри Поттере». Писательница поддерживает авторов фанфиков и считает творчество поклонников «большим жестом любви».
Кассандра Клэр о фанфикшн
Мэг Кэбот
До того, как создать «Дневники принцессы», Мэг Кэбот писала фанфики по «Звездным войнам». «Я поощряю молодых писателей писать фанфики», — говорит Кэбот. — «Думаю, что это хороший способ учиться».
Мэг Кэбот о фанфикшн
Марисса Мейер
Автор цикла «Лунные хроники» Марисса Мейер десять лет писала фанфики по мультсериалу «Сэйлор Мун». Писательница считает, что фанфики помогли ей научиться писательскому мастерству, подарили первых читателей и чувство сопричастности к фандому. Благодаря фанфикам она научилась принимать критику.
  • Я всегда хотела быть писательницей, и в любом случае попыталась бы опубликовать роман. Однако я уверена, что мой опыт работы с фанфиками ускорил процесс! Не только потому, что я писала почти каждый день с четырнадцати лет, но еще и потому, что фандом был таким ободряющим и поддерживающим. Я слышала не только критику, но и много одобрительных отзывов о моих историях, и совершенно незнакомые люди неделю за неделей говорили, как сильно они ждут моих новых работ. Благодаря этому я набралась смелости предложить издательству «Золушку», мой первый роман.
Ник Перумов
В 1993 году Ник Перумов опубликовал две первые книги эпопеи «Кольцо Тьмы», основанной на вселенной «Властелина колец» Джона Р. Р. Толкина, а позже написал третью. События романов Перумова разворачиваются спустя три века после падения Саурона. Ник Перумов был участником движения толкинистов и даже самостоятельно перевел «Властелина колец» на русский язык. И он один из немногих, кому удалось монетизировать фанфики. Когда писателя упрекают в отсутствии оригинальности, он лишь пожимает плечами:
  • Мою первую книгу, «Кольцо Тьмы», действительно именовали и именуют фанфикшеном. Но я к этому отношусь спокойно, по принципу «зови хоть горшком, только в печь не ставь». Мне это не кажется важным.

Чем фанфики могут помочь писателям

  • Развить литературное мастерство
    Фанфики помогают развивать писательское мастерство точно так же, как и создание собственного романа или рассказа. Во-первых, можно приучить себя к регулярному письму и выработать свою норму слов в день. Во-вторых, можно практиковаться в построении конфликта, разработке фабулы, сеттинга, персонажей, упражняться в искусстве стилизации и выработать собственный стиль.
  • Расписаться
    Иногда после большого перерыва непросто вернуться к художественным текстам, и авторам психологически проще написать фанфик «для разогрева», прежде чем вернуться к оригинальной работе. Фанфики помогают выйти из «писательского блока» или преодолеть страх белого листа. К тому же, иногда писатели устают от одной работы и хотят переключиться на что-то другое, и в этом случае фанфики тоже становятся отличными помощниками.
  • Экспериментировать
    Фанфики и ретеллинги — отличное пространство для экспериментов. Автор может поменять пол героев, описать события с точки зрения второстепенного персонажа или создать альтернативную историю. Никто не запретит ввести киборгов во двор Людовика XIV или сделать центральным героем антагониста. Например, Грегори Магвайр в романе «Ведьма: Жизнь и времена Западной колдуньи из Страны Оз» взял за основу сказку Баума и рассказал историю Злой Ведьмы Запада.
  • Найти единомышленников
    Литературное творчество — достаточно одинокое занятие. Авторы, особенно начинающие, могут нуждаться в общении с единомышленниками, и фанфики — отличный способ найти друзей или сообщество по интересам. В конце концов, принадлежность к одному фандому сродни принадлежности к тайному ордену.
  • Найти издателя
    Фанфики могут в том числе стать ступенькой в литературной карьере. Например, в современной литературе отмечают тренд на ретеллинги, издательства охотно рассматривают рукописи в этом жанре, а редакторы могут отслеживать успешных авторов на площадках самиздата, чтобы в дальнейшем предложить сотрудничество.
  • Найти читателей
    Если авторы фанфиков выкладывают свои тексты на площадках самиздата и ведут соцсети, то неизбежно обретают читательскую аудиторию, учатся взаимодействовать с ней, реагировать на обратную связь и критику, строить личный бренд писателя. Если затем автор начнет публиковать уже оригинальные тексты, то лояльные читатели останутся с ним. Наличие у автора читательской аудитории ― преимущество и в глазах издателей, которые предпочитают публиковать новых авторов с уже сложившимся личным брендом и базой читателей.

О чем важно помнить авторам фанфиков

  • Соблюдение авторских прав
    Как правило, фанфики пишут не для коммерческого использования. Тем не менее, всегда стоит помнить об авторских правах. Если вопрос монетизации творчества по чужой вселенной становится актуальным, лучше заранее проконсультироваться с юристом по авторским правам. Даже изменение имен героев может не спасти от конфликта с правообладателем и обвинений в плагиате. Например, голландский суд признал, что цикл «Таня Гроттер» нарушает авторские права Джоан Роулинг и других правообладателей франшизы о Гарри Поттере. Осмотрительность нужна даже с произведениями, которые стали общественным достоянием ― на часть из них авторские права могут принадлежать издательству или наследникам автора.  
  • Отношение автора оригинала к фанфикшну
    Даже если формально авторские права соблюдаются, стоит учитывать волю автора в случае публикации текста на общедоступных площадках. Некоторые известные авторы поддерживают творчество фанатов, например, Нил Гейман, Стивен Кинг или Стефани Майер. Но не все писатели лояльны к фанатскому творчеству, например, против фанфиков по своим вселенным выступает Джордж Мартин, автор саги «Песнь Льда и Пламени», и Диана Гэблдон, автор цикла «Чужестранка».
  • Фанфики — это не стыдно
    Пабло Пикассо утверждал, что искусство — это кража, а рок-музыкант Дэвид Боуи говорил: «единственное искусство, которым я когда-либо овладею, — это умение распознавать то, что можно позаимствовать». Нет ничего стыдного в том, чтобы писать или читать фанфики. Вся мировая культура построена на принципе заимствования.
Источники
  1. M. Syed. What The Doctor did next // The Times.
  2. What meeting Cassandra Clare was really like // The Guardian.
  3. Newitz A. Naomi Novik says fanfic is part of literary history — and reveals what's next for Temeraire // Gizmodo.
  4. Naomi Novik Talks Fanfic-Inspired Fantasy and Ending Temeraire in Her Reddit AMA // Reactor.
  5. Neil Gaimans opinion on fanfiction / Personal blog // Tumblr.
  6. Whitford E. Lev Grossman, S.E. Hinton, and Other Authors on the Freedom of Writing Fanfiction // Vulture.
  7. Lord E. An Open Letter To The Published Author Who Told Me To Stop Writing Fan Fiction // Bustle.
  8. Башкиров А. «После Джексона я стал писать кинематографичнее». Интервью с Ником Перумовым // Канобу.
  9. Клеон О. Кради как художник. 10 уроков творческого самовыражения / Пер. С. Филина. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017.
Автор материала: Ульяна Скибина
Редактор: Мария Мальки

Дата публикации: 23.07.2024
Читайте также