Творческая эффективность

4 техники тайм-менеджмента
для писателей

Слон, помидор, сыр и лягушка: в статье рассматриваем четыре классические техники управления временем и разбираем, как их можно адаптировать под творческую деятельность. Эти техники помогут, если хочется повысить писательскую продуктивность и самодисциплину.
Содержание
Как техники тайм-менеджмента помогают писателю
  • Развивают устойчивую привычку к творчеству, которая не зависит от внешних условий
  • Позволяют достигать писательских целей в прогнозируемые сроки
  • Повышают концентрацию и гибкость мышления в условиях ограниченного времени
  • Дают контроль над отвлекающими факторами во время писательского процесса
Важно убедиться, что проблема в самоорганизации

Если возникли сложности с самоорганизацией, для начала следует разобраться, отчего появилось внутреннее сопротивление и воздействовать на его причины.
Возможно, где-то засели писательские страхи, негативный опыт или сомнения в том, что писательство — это правильный выбор.
«Если наша лестница приставлена не к той стене, то каждый шаг по её ступеням будет приближать нас не к тому месту».

Стивен Кови
Автор книги
«Семь навыков высокоэффективных людей»
Как съесть слона
«Единственный способ съесть «слона» – разрезать его на маленькие измеримые «бифштексы» и каждый день съедать один такой бифштекс».

Глеб Архангельский
Эксперт в области тайм-менеджмента
Стратегия маленьких шагов
Эффективность метода заключается в том, что стратегия маленьких шагов — это стратегия маленьких побед. Каждая маленькая победа приносит удовольствие и вдохновляет идти к следующему источнику удовольствия, к следующей маленькой победе.
Имея перед собой огромную задачу, например, написать роман, её необходимо раздробить на столь маленькие шаги, чтобы каждый шаг, то есть выполнение каждой подзадачи, воспринималось почти как пустяк. Но у каждой такой «пустячной» задачи будет небольшой результат, а сложив много маленьких результатов вместе можно получить огромный результат.
Если поставить масштабную цель писать ежедневно 10 000 слов, то кто-то будет постоянно откладывать день старта, потому что испугается этого «слона», кто-то через неделю такой напряженной работы потеряет мотивацию или даже веру в себя, кто-то станет сворачивать работу на 2 000 слов, а кто-то дополнительно к трём первым пунктам еще займется и самобичеванием.

Итог: работа не сделана, мотивация потеряна.

Чтобы этого избежать, лучше установить регулярную и комфортную норму работы. Ниже приводим алгоритм, который поможет рассчитать её.
  • Рассчитать максимальное время, доступное для творчества
    Время творчества = 24 часа минус сон минус другие обязанности минус время отдыха и приёма пищи.

    Пример:
    24 – 8 (сон) – 10 (рабочее время)– 2 (домашние и другие неотложные дела) – 1 (отдых) = 3 часа

    3 часа – это максимальное время, доступное в этот день для творчества.

    Примечание: для разных дней, к примеру, для рабочих и выходных, расчёт будет отличаться. Первое время лучше делать расчёт в письменном виде, например, в ежедневнике. Со временем можно будет вывести писательскую норму в зависимости от дня недели или повторяющихся обстоятельств.
    1
  • Решить, сколько времени из максимально возможного следует уделить творчеству
    В вышеприведенном примере целесообразно установить норму времени не все 3 часа, а, к примеру, 1 час. Лучше запланировать меньше и сделать больше, чем наоборот. Это снизит психологическое давление и поможет сохранить мотивацию в долгосрочной перспективе.
    2
  • Вести учёт проделанной работы
    После каждой творческой сессии следует записывать затраченное время и результат в писательском дневнике или в форме трекера письма. Это позволит отслеживать объем работ на единицу времени и упростит дальнейшее планирование: можно будет отталкиваться уже не от времени, а от объема работ. Например, зная, что на 1 000 слов у автора уходит в среднем 1 час, можно вычислить, что на написание 2 000 слов необходимо отвести не менее 2 часов.
    3
  • Контролировать факторы, влияющие на писательскую продуктивность
    Чтобы поддерживать или даже увеличивать продуктивность (объем работ на единицу времени), можно отмечать в списке задач отвлекающие факторы, в следующий раз исключить их из процесса и снова засечь время и результат. Можно и наоборот: добавлять в процесс то, что благотворно влияет на творческий поток, например, музыку.
    4
Метод Pomodoro для писателей
«Прежде чем войти в состояние потока, я ставлю таймер, чтобы позже он «разбудил» меня, и я мог бы на время войти в роль стратега и рассмотреть ситуацию в целом. Затем я снова вернусь в поток — это и есть ритм».

Штаффан Нетеберг
Автор книги
«Тайм-менеджмент по помидору. Как концентрироваться на одном деле хотя бы 25 минут»


История метода Pomodoro

Метод Pomodoro разработал Франческо Чирилло
в конце 1980 годов.
В то время он учился в университете и столкнулся с тем, что при всех усилиях не успевает в полной мере готовиться к экзаменам. Тогда он стал думать, как увеличить продуктивность, делая больше за меньшее время. На помощь пришёл кухонный таймер-помидор, давший название этому методу. После некоторых экспериментов Чирилло вывел для себя оптимальный график работы:
  • он заводил таймер на 25 минут и в это время интенсивно учил лекции,
  • затем давал себе 5-минутной отдых и приступал к следующему 25-минутному «помидору»,
  • после четырех «помидоров» он делал длинную паузу 15-30 минут.
График Pomodoro
1 «помидор» = 25 минут работы + 5 минут отдыха = 30 минут

2 «помидора» = 25 + 5 + 25 + 5 = 1 час

4 «помидора» = 25 + 5 + 25 + 5 + 25 + 5 + 25 далее: 15-30 минут отдыха

16 «помидоров» = 8-часовой рабочий день + 1-2 часа отдыха
Pomodoro для писателей
Если автор уже знает, сколько времени ему требуется для вхождения в «писательский поток», длительность «помидора» можно настраивать индивидуально.
Разные исследования в области управления временем как подтверждали, так и опровергали эффективность 25-минутного отрезка времени. Если автор еще не выявил личный период писательской эффективности, тогда можно начинать с 25 минут, а дальше ориентироваться по ощущениям. Возможно, как раз классический вариант техники Pomodoro окажется наиболее эффективным. Для начального планирования количества писательских «помидоров» в день можно воспользоваться алгоритмом расчёта из раздела «Как съесть слона».
Инструменты: В оригинальном методе используется механический таймер, ручка и бумага для отметок о выполнении задачи. Считается, что физическое заведение таймера, тиканье и звонок стимулируют продуктивность. Но если нравится более технологичный подход, можно воспользоваться одним из многочисленных мобильных и
веб-приложений для организации работы по методу Pomodoro.
1
Список задач
Составить список задач на текущий день в порядке приоритета – от более к менее важным.
2
Работа с таймером
Установить таймер на 25 минут и приступить к первой задаче, ни на что не отвлекаясь.
3
Концентрация
Если все же пришлось отвлечься, быстро поставить точку рядом с задачей и вернуться к работе. Если задача выполнена до звонка таймера, сразу перейти к следующей задаче. Если задач на этот день больше нет, перейти к пункту 6.
4
Перерыв
После звонка таймера сделать 5-минутный перерыв. В это время полностью переключить фокус внимания. Например, сделать разминку, пройтись, выйти на балкон или посмотреть в окно, выпеть воды. После четырех «помидоров» сделать длинный перерыв 15-30 минут.
5
Контроль прогресса
Каждую выполненную задачу вычёркивать из списка. Если в течение одного «помидора» выполнена только часть задачи, поставить красный крестик рядом с задачей и отмечать крестиком каждый «помидор», пока задача не будет выполнена. Так в последующем можно посчитать сколько «помидоров» ушло на эту задачу. Через некоторое время станет интуитивно понятно, сколько «помидоров» требует та или иная задача.
6
Ретроспектива
По завершении всех задач на день, сделать анализ:
  • Что отвлекало от выполнения задачи? Как можно в следующий раз устранить отвлекающие факторы?
  • Если были трудности с выполнением поставленного количества задач, что следует изменить в следующий раз? Возможно, сложность задачи была недооценена?
  • В списке были однотипные или повторяющиеся задачи? Можно для них вывести среднее количество «помидоров»?
Метод швейцарского сыра
«Есть другой вариант работы над объемным делом – действовать по принципу «швейцарского сыра». Вы проделываете дырки наподобие дырок в головке швейцарского сыра».

Брайан Трейси
Эксперт в области саморазвития и психологии успеха


Бывает сложно подступиться к новому проекту или задаче. Например, в голове созрел план для первого романа, но с чего начать? Или параллельно с книгой автор работает над запуском творческого блога. В таких случаях можно использовать метод «швейцарского сыра».

Метод «швейцарского сыра» подразумевает, что большая задача делится на множество подзадач, которые можно выполнять в произвольной последовательности, начиная с самой приятной или лёгкой. Такой подход удобен, если надо раскачаться и втянуться в новый проект. Метод также применим для творческих проектов, где последовательность выполнения задач не столь важна и главное – нет дедлайнов.


Например, роман можно писать не в той последовательности, в которой он будет опубликован, и сначала брать в работу более лёгкие и вдохновляющие сцены. Когда все сцены готовы, они выстраиваются в необходимой последовательности. Такой подход использовала Маргарет Митчелл при работе над «Унесёнными ветром».

Чтобы использовать метод швейцарского сыра, удобно держать под рукой список «сырных» задач.
Появились свободные полчаса? Можно выполнить одну или несколько небольших задач – вот и новая дырка в сыре.

После периода несистемного «выедания дырок», задача уменьшается в объеме и становится более прозрачной. В этот момент можно переходить к методу последовательного «поедания слона» и планированию времени работы в «помидорах».
Как съесть лягушку
«Если с утра съесть лягушку, остаток дня обещает быть чудесным, поскольку худшее на сегодня уже позади».

Марк Твен

Даже в творческих процессах есть рутинные задачи, которые вызывают отторжение. Кто-то не любит заниматься корректурой, кто-то обрабатывать правки редактора, кто-то заниматься продвижением. Это и есть лягушка – хоть и важное, но нелюбимое дело, которое хочется отложить или сделать по остаточному принципу.

Проблема с «лягушками» в том, что их выполнение может быть критичным для успеха всего проекта, и откладывание задачи только создаёт, а не решает проблему.

Поэтому важно во-первых как можно раньше выявить такой тип задачи и во-вторых присвоить ей максимальный приоритет. Иными словами первым делом надо съесть лягушку, а потом приступать к остальным задачам. Если лягушек несколько, начинать стоит с наиболее крупной.

«Второе правило лягушкоедения: если вообще надо съесть лягушку, не стоит долго сидеть и смотреть на неё».
— Брайан Трейси


На первый взгляд метод швейцарского сыра и метод лягушки диаметрально противоположны, потому что в первом случае следует начинать с самого легкого, а во втором – с самого неприятного. Выбор метода должен зависеть от типа ситуации и характера задачи.
Метод швейцарского сыра подходит для:
  • Нового проекта, к которому пока не знаете, как подступиться, и надо начать хоть с чего-то. При этом желательно начать с приятного, чтобы поддержать в себе мотивацию.
  • Проекта, где последовательность выполнения задач не столь важна, а также нет жестких временных ограничений.

«Лягушки» – это рутинные задачи, возможно даже цикличные. Скорее всего в прошлом был негативной опыт с такой задачей, отчего она и превратилась «лягушку». Еще одна особенность «лягушки» – её важность для дальнейшего успеха.
Подведём итоги
  • Вдохновение хорошо, а план лучше
    Все техники тайм-менеджмента предполагают регулярное планирование писательской деятельности – на день, неделю, месяц, а возможно и год.
  • Всё индивидуально
    Все перечисленные методы в чём-то перекликаются, поэтому их можно и нужно комбинировать, а также подстраивать под себя.
  • Сделанное лучше идеального
    Внутреннему критику стоит помнить, что лучше написать неидеальный черновик, чем не написать ничего.
  • Хороший план – гибкий план
    Если в плане на сегодня стоит написать пятую главу, но хочется поработать над десятой, автор вправе изменить план в любой момент.
  • Настоящая цель подстёгивает
    Если нет уверенности, что – используя метафору Стивена Кови – лестница приставлена к правильной стене, возможно следует вернуться на шаг назад и поработать над целеполаганием.
  • Каждому методу своё время
    Если в конкретный день автор испытывает прилив вдохновения, помноженный на прилив сил, то можно отбросить все методики и просто писать.
Глеб Архангельский Тайм-драйв
Глеб Архангельский
Купить в Лабиринте
Оуэйн Сервис, Рори Галлахер Начинай с малого
Оуэйн Сервис, Рори Галлахер
Брайан Трейси Выйди из зоны комфорта
Брайан Трейси
Купить в Лабиринте
Франческо Чирилло Метод помидора
Франческо Чирилло
Купить в Лабиринте
Штаффан Нётеберг Тайм-менеджмент по помидору
Штаффан Нётеберг
Купить в Лабиринте
Дата публикации: 01.01.2022
Читайте также